26 апреля 2018 г. в Институте языкознания им. Якуба Коласа доцентом кафедры теоретического и славянского языкознания БГУ Александром Михайловичем Калютой была прочитана лекция на тему «Граффити как лингвистический и психологический феномен».
В лекции говорилось о граффити как одной из разновидностей текста, о его распространённости по всему миру, жанровом разнообразии, отрицательных и положительных сторонах, возрастном и социальном статусе его создателей.
В краткой истории граффити приводился фактический и иллюстративный материал, характеризующий примеры этого явления от эпохи неолита, античности и средних веков до современности. Отмечалось, что исторически феномен граффити принадлежит археологии и истории, но его выход за рамки этих двух наук, его тотальное распространение произошло только в ХХ веке, приобретая уже не исторический, а психосоциолингвистический характер.
Была представлена лингвистическая типология текстовых граффити, собранных в аудиториях филологического факультета БГУ на рубеже веков, перечислены психологические причины их появления. Особо отмечался универсальный характер граффити, свойственный молодому поколению в целом, а также полимотивированность граффити. По мнению А.М. Калюты, если в эпоху Древней Руси граффити являлись средством идентификации личности или предмета, то во времена массовой культуры они становятся утверждением личностной или групповой идентичности, выражают протест против социальных и культурных норм, несут в себе сексуальные, развлекательные и творческие мотивы.
Как полагают исследователи, граффити представляют собой аналог архаических, филогенетически ранних поведенческих реакций, свойственных животным (например, пометка территории). Кроме того, их можно рассматривать как примитивный вид творчества, одним из главных стимулов которого становится, по мнению Аристотеля, атанатизейн – желание обессмертить себя посредством великих деяний и произведений искусства.
В качестве психологического фундамента появления граффити также отмечались анонимность и безнаказанность, обеспеченные коллективным попустительством. Причиной появления некоторых граффити стала оппозиция власти, бунтарство, свойственные молодёжи во все периоды истории. Многие из таких надписей стали выражением юношеского максимализма, крайней эмоциональности и боязни выразить протест легальным способом. То есть граффити обнаруживают подавленные, скрытые проблемы, внутренние личностные и социальные конфликты. С помощью инвектив и кодифицированных средств протеста происходит освобождение от запретов доминирующей культуры, которая стремится подавить агрессию и сексуальные влечения. Отсюда и появление инвектив в составе граффити, непристойных портретных и иных рисунков.
В белорусской студенческой аудитории наблюдается разнообразие жанров и языковых вариантов исполнения граффити. С психологической точки зрения граффити выражают сознательное или бессознательное стремление к самоутверждению, они выступают в качестве механизма снятия коллективного напряжения, средством борьбы с групповыми страхами, обеспечивая репрезентацию себя или объекта страха. Современные граффити можно также рассматривать как часть процесса социализации молодежи, как вид конъюнктурного словотворчества. Граффити являются специфическим коммуникативным средством, в частности в коммуникативном пространстве школы, вуза и улицы.